Перевод на ПКМ элементов конструкции вертолета «АНСАТ»

2011-2013 г.г.

    С 2015 г. углепластиковые грузовые и пилотские двери устанавливаются на серийные машины.

  • Вес пилотской двери снизился в 2 раза.
  • Вес грузовой двери снизился в 1.5 раза.
  • Себестоимость при этом снизилась в 2,5 раза.

Особенности проекта:

    В рамках проведенных опытных разработок были изготовлены композитные направляющие и кронштейны узлов навески для сдвижной грузовой двери. Был спроектирован и изготовлен испытательный стенд, а также, проведен полный цикл испытаний – статических, динамических и ресурсных, подтвердивших возможность практической реализации. После чего, композитная система кинематики открывания грузовой двери, вместе с остальными элементами из ПКМ, были установлены на летающую машину, которая демонстрировалась на МАКСе в 2013 г.

    В мировой практике, единственный на сегодняшний день аналог появился годом позже, на фирме “Белл” (США).


Подробнее о проекте

   Основная задача – повышение качества и точности исполнения конструктивных элементов дверей и мотогондолы, снижение веса.

   Совместно со специалистами КВЗ сформировано техническое задание, уточнен теоритеческий контур, изучен опыт применения полимерно композитных материалов (ПКМ) в отрасли, выявлены технологические проблемы.

Проведены следующие работы:

  • Изучен достаточно большой перечень ПКМ импортного и отечественного производства. Изготовлены образцы и проведены испытания на определение механических характеристик материалов, отобранных к применению. Определен состав конструкционных материалов.
  • Определен перечень технологических материалов. Отработаны технологические приемы и определены основные методы изготовления оснастки и изделий. Освоены технологии вакуумной инфузии и “RTM-light”.
  • Разработана конструкция каркаса дверей и всех кинематических элементов и механизмов входящих в их состав, в т.ч. замков, узлов навески и системы аварийного сброса.
  • Разработана конструкция капотов редукторного отсека, состоящая из несущего рифтового каркаса и створок, выполненных в виде трехслойных панелей с сотовым заполнителем.
  • Разработана конструкция направляющих для сдвижной грузовой двери, выполненная из гибридного ПКМ на основе арамидных и углеродных волокон, кронштейнов навески грузовой двери и шарнирных узлов навески створок капота из углепластика.
  • Отработана технология изготовления композитной высокотемпературной формообразующей оснастки методом инфузии.
  • Отработана технология изготовления направляющих и кронштейнов навески для сдвижных дверей с использованием оснастки типа “пуансон-матрица” и метода вакуумного формования.
  • Изготовлен комплект оснастки.
  • Изготовлены композитные детали капота и каркаса дверей, металлические детали кинематической системы аварийного сброса, замков и узлов навески. Проведены операции сборки.
  • Осуществлен монтаж на фюзелляже, проведены натурные испытания.
  • Проведены стендовые ресурсные испытания композитных направляющих и кинематики узлов навески.
  • С учетом замечаний, проведены доработки конструкции и изготовлен комплект опытных изделий.

   Следует отметить, что большой вклад в успешное приведение работ по этому проекту внес Нам Василий Вениаминович, осуществлявший координацию и взаимодействие со специалистами КВЗ.


Разработка и изготовление «черного» фонаря кабины пилотов
2015 г.

Особенности проекта:

      Отработан тех. процесс вакуумно-автоклавного формования с использованием составной оснастки. Подтверждена возможность ее использования при изготовлении методом “одно- и многопроходного” формования. В результате проведенных опытных разработок изготовлена носовая часть вертолета с внешней обшивкой, выполненной единой деталью методом “двухпроходного” формования.

    Такая конструкция в практике отечественного вертолетостроения реализована впервые и на тот момент аналогов не имела.

Демонстрация на авиасалоне МАКС-2015